Целевая аудитория 18+

Брошенные дети – это не только те, кого оставили в роддоме, в приюте или в интернате.
Как часто можно видеть плачущего, кричащего ребенка на улице, который жалостливо тянет руки вверх к своей маме, а она в десяти метрах от него следует вперед уверенным галсом, не поворачивая даже головы в его сторону. Для проходящих мимо людей это временная, сиюсекундная ситуация, а для ребенка вечность.
Что чувствует в эти долгие минуты ребенок?
Отвержение, пренебрежение, покинутость, страх, пустоту, обиду, одиночество, усталость, безнадежность, обреченность. Он чувствует себя брошенным. Его плач не интересен, его потребность не важна, его желание и просьба к родителю не услышана, его усталость не имеет значения, его плохое настроение не учитывается. Его страдание, потребность в утешении и приятии фрустрирована.
Вот он – брошенный ребенок. Покинутый. Ненужный.
Надо ли говорить, что повторяющаяся раз за разом подобная ситуация, становится для маленького человека травматичной и болезненной, а в последствии привычной. Адаптивные механизмы психики подстроятся под «условия» жизни и создадут «скелет» психики, ее ядро, её конституциональную парадигму жизни, которая в дальнейшем решит все его отношения и реакции.
Эмоциональное развитие начинается в первый год жизни, когда устанавливается тесная связь между младенцем и его родителем. То, какой будет эта связь, во многом повлияет на поведение ребенка и формирование его личности, а также на то, какими будут его отношения в дальнейшем.
Рассмотрим подробнее каждый из типов привязанности и его особенности.
Безопасный
Ребенок с таким типом привязанности легко успокаивается и чувствует себя в безопасности в присутствии значимого для него взрослого. Если же ребенок испытывает тревожность, он либо поворачивается к опекуну, либо каким-то образом его ищет.
Этот тип формируется, когда ребенок знает, что может рассчитывать на реакцию опекуна, и уверен, что, когда он плачет, его успокоят и о нем позаботятся. Безопасный тип привязанности становится надежным фундаментом для исследования окружающего мира.
Тревожно-избегающий
Дети с таким типом привязанности не имеют связи со своими опекунами, поскольку не чувствуют, что могут на них рассчитывать. Обычно это означает, что их основной опекун либо отсутствовал, когда они в нем нуждались, либо относился пренебрежительно к их потребностям, либо и вовсе отказывал им во внимании.
Если родители эмоционально или физически игнорируют нас в первые несколько лет жизни, нам будет непросто чувствовать себя в безопасности во всем многообразии дальнейших жизненных ситуаций.
Например, мы становимся убеждены, что с нами что-то не так, или же считаем, что мы недостойны любви и внимания. Мы часто не знаем, кому можно доверять, или даже думаем, что никому доверять нельзя.
Ребенок с таким типом привязанности в ситуации стресса не будет искать контакта с лицом, оказывающим ему первичный уход. Для таких детей нет особой разницы между их основным опекуном и незнакомым взрослым. Такое отношение складывается из-за того, что дети не знают, поможет ли им хоть кто-то в принципе, и не понимают, кто именно из взрослых сможет предложить им поддержку и защиту.
Тревожно-устойчивый
Детям с таким типом привязанности свойственно быть настойчивыми и навязчивыми во взаимодействии со своими основными опекунами, но, когда значимый взрослый приходит к ним с тем, в чем они нуждались, дети отказываются принимать помощь и с трудом успокаиваются. Так происходит из-за того, что основной опекун ведет себя непредсказуемо, даже обеспечивая нужную поддержку.
Возможно, опекун способен успокаивать и утешать какое-то время, но при этом уже через минуту может причинить вред или прибегнуть к насилию. Когда ребенок хочет, чтобы значимый взрослый его успокоил, он не знает точно, сможет ли тот дать ему необходимое.
Именно поэтому такие дети с трудом успокаиваются, когда родители приходят их утешить; даже в присутствии опекунов им все еще требуется убедиться, что они в безопасности.
Дети, которые растут в семье, где никогда не знаешь, какой будет реакция родителей (успокоят тебя или обидят), становятся взрослыми, которым свойственны проявления повышенной тревожности. Среди них много трудоголиков и перфекционистов. Они уверены, что если бы делали все правильно в детстве, то получали бы любовь и внимание, в которых тогда так отчаянно нуждались.
Дезориентированный
Дети с таким типом привязанности демонстрируют противоречивое поведение и могут даже казаться неуверенными или дезориентированными. Считается, что этот тип обусловлен непоследовательностью реакций основных опекунов, то есть такие родители одновременно помогают и утешают, но и внушают страх и даже способны причинить вред.
При дезориентированном типе привязанности у ребенка нет единого паттерна поведения — дети то не хотят иметь ничего общего со своим опекуном, то плачут до тех пор, пока он не появится и не возьмет их на руки, после чего тут же успокаиваются.
По сути, такие дети не знают, что именно они испытывают, равно как и не понимают, могут ли рассчитывать на своего опекуна.
Такой тип привязанности обычно формируется в отношениях, где практикуется насилие и где нет других лиц, способных оказать ребенку основной уход, поэтому опекун ассоциируется у ребенка одновременно с любовью, поддержкой, страхом и болью.
К чему может привести нездоровый тип привязанности?
Первые несколько лет жизни очень важны для формирования четкого образа «я», обретения уверенности в себе и своих способностях и веры в то, что окружающий нас мир безопасен. По сути, наши первые отношения помогают нам определиться с тем, какими мы станем и какие отношения сможем выстраивать в будущем.
Если в детстве мы постоянно ощущали боль, пренебрежение или печаль, то и во взрослой жизни можем искать что-то подобное.
Наши отношения с родителями можно сравнить с проектом, которому мы будем следовать, создавая новые отношения и общаясь с другими людьми.
Те из нас, кто вырос с любящими, предсказуемыми и заботливыми родителями и у кого сложился безопасный тип привязанности, скорее всего, и сами будут выстраивать отношения, похожие на те, к которым привыкли в детстве.
Если же у нас были непоследовательные, агрессивные или эмоционально отстраненные опекуны, мы, вероятно, будем стремиться к таким же отношениям, уже будучи взрослыми, то есть рискуем приобрести больший объем травмирующего опыта в дальнейшей жизни.
Источники:
- https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2022/05/23/chetyre-tipa-privyazannosti-kak-oni-vliyayut-na-zhizn-rebenka/?ysclid=m3o83i13hj188492196
- https://dzen.ru/a/XThm2_xpqwCuadcA?ysclid=m3o8aicmgj604937827
- https://dzen.ru/a/XThm2_xpqwCuadcA
Автор: Кицул Милена Владимировна – психолог отделения
профилактики безнадзорности несовершеннолетниз № 2 (ОПБН № 2).