Мария Виноградова: Низкая учебная мотивация у школьников. Рекомендации для родителей

Целевая аудитория 18+ (родители)

Очень часто родители обращаются к психологу с запросом, что их ребенок не хочет учиться. А чем определяется  учебная мотивация?

  • самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
  • организацией учебного процесса;
  • особенностями педагога и, прежде всего, его отношениями к ученику, к делу;
  • спецификой учебного предмета;
  • особенностями обучающегося (возраст, пол, индивидуальные особенности, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.).

Мотивация к обучению заложена в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее, справляется с работой, он испытывает удовлетворение. И, конечно же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной. А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует, или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения падает. То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у школьника желание учиться будет практически невозможно.

Рекомендации для родителей. Как помочь ребенку повысить мотивацию к учебе.

  1. Выяснить, что является причиной низкой мотивации

Взрослые часто говорят детям о том, что «не будешь учиться – станешь дворником». Такая далекая перспектива никак не влияет на мотивацию к обучению. Ребенка интересует ближайшая перспектива. Но ему трудно, он не справляется.  Трудности в учебе формируют нежелание учиться у тех, кого родители не приучили их преодолевать. Родителям необходимо учить ребенка «не сдаваться», а продолжать стремиться к результату, верить в себя и свои силы, и тогда результат не заставит себя ждать.

2) В процессе учебы, пока у ребенка не сформирована произвольность поведения, для ребенка важно, чтобы родители контролировали процесс обучения и учитывали индивидуальные особенности ребенка: когда ему лучше сесть за уроки, какие уроки делать в первую очередь, когда делать паузы  и пр. Иногда ребенок не умеет работать с текстом – учите выделять главную мысль, пересказывать и т.п. Иногда ребенок не может сесть за уроки вовремя – приучайте к самоконтролю.

3) Важно создавать для ребенка возможность развиваться самому, а не делать за ребенка то, что он может сделать сам. Например, не надо показывать, как решать задачу, решая ее вместо ребенка, а лучше создать такую ситуацию, когда хотя бы часть задачи ребенок делает сам. «Ты старался, молодец. Но ты допустил две ошибки. Найди их». Процесс более длительный, но более правильный. Зачастую такой ребенок манипулирует родителем, а родитель и не подозревает об этом.

4) Очень важный момент – оценивание сделанной работы родителем и учителем. Родитель может оценить работу «Молодец, хорошо!», а учитель, сравнив результаты ребенка с классом, оценит это как «плохо». Во избежание таких случаев, важно иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся. В противном случае в сознании ребенка создается образ врага – учителя (родитель хороший – хвалит, учитель плохой – ругает). А это порождает отвращение к школе, нежелание учиться.

5) Очень важным моментом в учебной мотивации является адекватная самооценка ребенка.  Дети с заниженной самооценкой недооценивают свои возможности и снижают учебную мотивацию, дети с завышенной самооценкой адекватно не видят границы своих способностей, не привыкли видеть и признавать своих ошибок. Поэтому очень важна адекватность самооценки ребенка в отношении учебного процесса в том числе.

6) Важно поощрять ребенка за хорошую учебу совместными походами: в цирк, на каток, в боулинг вполне приемлемо, кроме того попутно родителями решается еще одна важная задача: интересное общение со своим ребенком, удовлетворение потребности ребенка быть частью семейной системы.

7) Не ожидайте немедленных успехов – снимите по этому поводу «розовые очки». Могут быть падения, «топтание» на месте. Но если вы будете последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации своего ребенка, то непременно будет взлёт.

8) Очень важен навык самоконтроля в учебной деятельности и формировании у школьника желания учиться. Ведь не секрет, что многие ошибки у детей возникают из-за невнимательности. И если ребенок научился проверять себя после того или иного вида деятельности, количество ошибок резко сокращается – а если ошибок меньше, то и мотивации к новым достижениям становится больше.

9) Очень важный период в жизни школьника — переход в среднее звено обучения. Появляются новые предметы, учителя и обязанности, сильно возрастает нагрузка. Научитесь слушать ребенка и вникать в его проблемы. В этом возрасте он особенно нуждается в вашей помощи. Выучить все, что задают в школе, практически невозможно. Именно поэтому пропадает интерес к учебе. Научите школьника правильно планировать время и распределять нагрузку, это поможет и в дальнейшей жизни.

10) Сдача ЕГЭ – головная боль старших школьников, их родителей и учителей. Мотивации уже не требуется, к 16 годам подростки примерно представляют себе, чего хотят добиться в жизни и что для этого надо сделать. Ваша задача – помочь определиться с выбором, сконцентрировать внимание на главном и найти оптимальный вариант решения проблемы. Поговорите с ребенком, выясните, какие курсы лучше посещать. Уважайте его выбор, даже если он не совпадает с вашим, не подавляйте его инициативу и зарождающийся интерес к ответственности за свой выбор.

Каждый заинтересованный родитель, поняв механизмы и применив на практике полученную информацию, сможет сформировать у школьника желание учиться. Ведь только имея мотивацию к обучению и развитию, ребенок сможет вырасти целеустремленным человеком, способным на ответственные решения.

Источники:

  1. Учебная мотивация: сущность, источники, классификация, характеристика, функции: https://psyera.ru/uchebnaya-motivaciya-sushchnost-istochniki-klassifikaciya-harakteristika-funkcii_9648.htm
  2. Учебная мотивация школьников – особенности: https://5psy.ru/obrazovanie/uchebnaya-motivatsiya.html

Автор: Виноградова Мария Александровна, психолог отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних № 1.