Психологические особенности проявления агрессии в подростковом возрасте

Подростковый возраст – период кризиса в развитии личности. Подросток уже не ребенок, но еще не взрослый. Он не терпит ограничений своей самостоятельности, нередко проявляет резкое отрицательное отношение к требованиям взрослых. У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен. Для подростка характерно разнообразие интересов, общение со сверстниками и различное самовыражение.

Зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического, умственного, нравственного, социального.

Агрессивное поведение для подросткового возраста – обычное явление. Более того, в процессе социализации подростка агрессивное поведение имеет ряд важных функций. В норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации. Однако, если это переходит границу допустимого, то подростки с агрессивным поведением нуждаются в квалифицированной помощи взрослых.

Агрессивные подростки, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится:

· Несформированные ценностные ориентации

· Отсутствие увлечений

· Узость и неустойчивость интересов

· Повышенная внушаемость

· Эмоциональная грубость

· Озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых

· Крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная)

· Повышенная тревожность

· Эгоцентризм

· Неумение находить выход из трудных ситуаций

· Агрессия как способ поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости

· Нездоровая семейная обстановка

Можно выделить три группы, которые различаются по частоте и жесткости агрессивных действий.

Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения внимания сверстников. Обычно они чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи), их поведение направлено на получение эмоционального отклика от других.

Вторую группу составляют дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. У этих детей агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели – нужного им предмета или ведущей роли в игре, или выигрыша у своих партнеров.

В третью группу входят дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам.

Профилактика подростковой агрессии.

· Позвольте подростку решать быть самостоятельным, проявлять инициативу. Не диктуйте, как поступить, а спросите, чем вы можете помочь.

· Сделайте так, чтобы в семье уровень агрессии был максимально низким.

· Хорошо, если у подростка будет увлечение, хобби. Например, спорт или занятия танцами, которые направляют энергию подростка в мирное русло. Хвалите его за достижения и старание, поддерживайте. Даже если вам занятие кажется пустяковым.

· Поговорите с подростком о его жизненных целях, пусть это будет доверительная беседа. Расскажите, каким подростком были вы. Очень важно чтобы между вами были доверительные, близкие отношения.

· Работаете с самооценкой ребенка. Человек, который уверен в себе чувствует себя спокойно.

· Учите ребёнка распознавать свои эмоции и справляться с ними. Предложите альтернативные пути избавления от отрицательных эмоций.

· Если данные рекомендации не помогают, ребенок ведет себя агрессивно в школе или дома обратитесь за психологической помощью.

Родители, перед вами стоит важная задача – помочь перевести «плохую» агрессию у подростка и, как следствие, негативный настрой своего ребенка в нужное русло, которое поможет ему добиться успеха в жизни!

Автор: Мария Александровна Виноградова — психолог отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних № 1