Мария Виноградова: Психологическая диагностика. Зачем психологи её проводят

Целевая аудитория 16+

В любой профессии существует ситуация, когда для выявления качества, проверки надлежащей работы, специалистами собирается вся необходимая информация. Про такую ситуацию можно сказать – проверка качества, проведение тестов, снятие пробы, экспертиза. Также существует общий термин, объединяющий различные методики сбора информации о свойствах чего-либо. Этот термин – диагностика. 

Что такое психологическая диагностика?

Психологическая диагностика – одна из форм в работе психолога. Это не «экзамен», который определяет дальнейшую судьбу ребенка, а скорее «знакомство», когда психолог старается выявить возможные психологические трудности и дать рекомендации, установить контакт с ребенком, чтобы узнать о нем больше.

Диагностика состоит из нескольких этапов:

●        ознакомление с запросом;

●        встреча с ребенком, и родителями для дополнительной информации и сбора вопросов, пожеланий;

●        анализ полученной информации, выделение возможных психологических трудностей и сильных сторон ребенка;

●        фиксация полученных выводов с запросом.

В случае если диагностика является частью коррекционных занятий, она проводится с использованием техник, которые дальше будут использоваться для работы с ребенком. При желании психолог может показать родителям, самим детям, как их выполнять, чтобы продолжать программу дома и поддерживать эффект. Также родитель может периодически посещать занятия, чтобы посмотреть на достижения ребенка и его контакт со специалистом. Этот момент желательно предварительно обсудить с психологом, чтобы вместе решить, как избежать возможного смущения ребенка. В свою очередь специалист будет иметь возможность подготовить план максимального охвата достижений ребенка и т.д., в зависимости от пожелания родителей и существующих возможностей.

Психологическая диагностика решает ряд задач:

  • выявление возможных психологических причин или сопровождения (например, повышенная тревожность, неустойчивость самооценки, из-за чего ребенок стремится избегать ситуаций, где проявляются трудности) проблемы, с которой пришли родители, обратился ребенок (например, возможные внутренние конфликты, типичные способы поведения, особенности общения и т.д.);
  • оценка потенциальных трудностей и зоны риска (например, слабые коммуникативные навыки, что может привести к трудностям адаптации к условиям детского сада или школы, дальнейшим трудностям обучения);
  • определение качеств и способностей ребенка, которые могут помочь решить имеющиеся трудности или которые помогут развить дополнительные навыки на психокоррекционных занятиях (например, ориентация на взрослых ребенка, готовность к подражанию).

Виды психологической диагностики

В зависимости от задач, которые стоят перед психологом, выделяют несколько видов психологической диагностики:

  • Экспериментально-психологическое исследование проводится для помощи психологу в постановке или уточнения запроса, составления комплексной программы помощи, а также для того, чтобы оценить эффективность консультаций, изменение состояния на момент окончания работы со специалистом

Также выделяют специализированные психологические обследования, которые нужны для составления программы психокоррекционных занятий:

  • Исследование особенностей семейного функционирования. Она проводится в составе всех возможных членов семьи. Так бывает, что семья, не замечая этого и искренне желая помочь ребенку, влияет на поведение ребенка, «закрепляя» проблемные формы поведения. В процессе семейной диагностики все члены семьи могут получить опыт более эффективных отношений, сказать друг другу важные слова, которые забываются в повседневной жизни, возможно, принять важные решения.
  • Оценка профориентационных предпочтений и навыков. Данное направление становится актуальным со вступлением ребенка в подростковый возраст, когда формируются жизненные цели, выстраиваются приоритеты, происходит осознание себя как самостоятельного, полноправного члена общества.

Что является итогом диагностики?

По результатам психологической диагностики психолог получает необходимую информацию о психологическом состоянии ребенка, пишется заключение. В случае необходимости для более грамотной и полноценной помощи ребенку и его семье, психолог делиться общими выводами со специалистами по социальной работе и юристконсультами.

Согласно этическому кодексу психолога, полученная информация от семьи по результатам тестов и методик, другим лицам не разглашается. Однако бывают ситуации, когда информация о нарушении прав ребенка должна быть незамедлительно доведена до иных субъектов профилактики (нарушение прав в отношении половой неприкосновенности ребенка, суицидальное поведение, физическое насилие). В таких случаях конфиденциальность раскрывается, и все необходимые данные предоставляются в соответствующие органы.

Диагностика проводиться для подбора более качественной помощи ребенку и его семье, чтобы максимально точно подобрать необходимые приёмы и техники консультирования. Каждое консультирование носит индивидуальный характер. Не стоит относиться к ней как к экзамену, здесь нет правильных или неправильных ответов.

Источники:

  1. https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/osobennosti-mnogodetnoy-semi/
  2. https://vsegda-ryadom.ru/for-parents/materials/osobennosti-vospitaniya-detey-v-mnogodetnoy-seme

Автор: Виноградова Мария Александровна, психолог отделения

профилактики безнадзорности несовершеннолетних № 1