Целевая аудитория (родители) 18+
Стресс (напряжение) – это неспецифическая (нормальная) реакция организма на воздействие различных неблагоприятных факторов (физических или психологических).
Мы привыкли, что стресс – это явление взрослого мира. Но сегодня на детях лежит огромный груз обязанностей – школьные домашние задания, важные контрольные, конфликты со сверстниками, семейные сложности и многое другое. В состоянии постоянного давления дети тоже подвергаются стрессу.
Стресс проявляет себя не сразу, а состоит из трех стадий, которые проявляются по нарастающей.
1. Первичная тревога (на этой стадии дети могут замкнутся в себе, испытывая непривычную тоску и беспокойство)
2. Период сопротивления (в это время психика ребенка сопротивляется пережитому стрессу, пытается вытеснить воспоминания о плохом событии, что сопровождается чувством постоянной усталости).
3. Истощение (моральное истощение от стресса переходит на физическое, агрессия или апатия вызваны тем, что нервная система перестает контролировать эмоции).
Причины возникновения детского стресса
– Неожиданные изменения в жизни ребенка, переезды, утрата близких, заболевания;
– Ссоры в семье, между родителями
– Сложные отношения с родителями
– Регулярное давление со стороны семьи или учителей
– Буллинг
– Резкая смена распорядка дня
– Недостаток сна и отдыха, неправильное питание
– Учебный процесс
Стресс может возникнуть даже у детей до года. Для его причины достаточно смены питания, выхода мамы на работу, похода в ясли, детский сад, появления няни, сильного испуга или длительной болезни, а также ссоры родителей.
То, насколько человек чувствителен к стрессу, зависит от разных факторов: от наследственности, индивидуальных особенностей организма, личного опыта, среды, в которой человек растет и живет. В одной и той же ситуации одни люди испытывают стресс, а другие — нет. Реакции на стресс тоже могут быть индивидуальными, но есть универсальные для любого возраста физиологические признаки стресса:
– Частая смена настроения
– Агрессивное поведение
– Нарушение режима сна
– Инфантильное поведение (впадение в детство)
– Ухудшение физического состояния
– Пониженная концентрация внимания и падение успеваемости
– Замкнутость
– Беспокойный сон
– Гиперконтроль
Как поддержать ребенка в стрессе?
Когда ребенок проживает стрессовую реакцию, важно дать ему ощущение безопасности, теплых и близких отношений, в которых можно расслабиться, смягчиться, оттаять. Это особенно важно, если в стрессовой реакции у ребенка нет слез и печали, он не беспокоится, не испытывает сожалений или досады. В таком случае важно снизить количество источников фрустрации, дать ребенку передышку от того, что его ранит. Важно, чтобы ваши отношения с детьми не являлись источником постоянного стресса. Тогда справляться с неприятностями в школе или с нерешенной задачей будет ребенку по плечу.
Профилактика стресса у ребенка
Очень важно развивать стрессоустойчивость. Лучшей профилактикой стресса у детей являются регулярный отдых, здоровый режим, занятия физической культурой.
Необходимо соблюдать гигиену сна – пусть ребенок ложится спать и просыпается в одно и то же время; ложиться спать следует не в перевозбужденном или расстроенном состоянии; спать необходимо достаточное количество часов и непрерывно; перед сном можно принять прохладный или теплый душ, чтобы расслабить тело; не читать и не играть в кровати, особенно перед сном; ограничить вечером компьютерные игры и физические упражнения.
Одна из важнейших составляющих – физическая активность. Она помогает детям повысить стрессоустойчивость и снимает излишнее эмоциональное напряжение. Постарайтесь, чтобы различные тренировки присутствовали в жизни ребенка хотя бы 3 раза в неделю по 30-40 минут. Вариантов может быть масса, самые популярные и доступные – прогулки на свежем воздухе, плавание в бассейне, катание на велосипеде, танцы и т.д.
Еще одна составляющая профилактики стресса – сбалансированное питание, в котором присутствуют все необходимые витамины и микроэлементы.
Если мама счастлива и спокойна, ребенок, скорее всего тоже будет пребывать в состоянии гармонии. Модель поведения ребенок копирует в первую очередь со своей семьи. Присмотритесь к себе перед тем, как бить тревогу и вести ребенка к специалисту.
Источники:
Автор: Виноградова Мария Александровна, психолог отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних № 1