Начинаем готовиться к школе

Целевая аудитория 18+ (родители)

Совсем немного остается до начала нового учебного года. Особенно сложно входить в школьный график будет первоклашкам. По мнению учителей и психологов, первые месяцы у выпускников детских садов уйдут на адаптацию к новым условиям, речь идет именно о психологической перестройке жизни малышей.

Психологическая готовность представляет собой сочетание интеллектуального и личностного развития ребенка. Многие родители считают, что для успешности ребенка в школе достаточно организовать только интеллектуальную готовность — научить ребенка читать, считать и решать, и это обеспечит его полную подготовку к школе, но очень важным аспектом в подготовке является внутренняя личностная готовность: его уровень приспособления к новым условиям, уровень самостоятельности и самообслуживания, усвоение им социальных норм и правил. В 6-7 лет меняется весь психологический облик ребенка, преобразуются его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника».

Существует такое понятие, как частичная готовность к школе, когда ребенок не способен быстро усваивать новые знания, ему требуется дополнительное время, поэтому учебные программы всегда рассчитаны на детей со средним уровнем подготовленности. Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка, посещение дошкольных лицеев, гимназий и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает пережить значимость этого события. К тому же, программа, рассчитанная для среднего учащегося, им кажется неинтересной, уже изведанной. В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям.

Есть несколько простых приемов, которые доступны любому взрослому. Вот только освоить их лучше всего до 1 сентября, чтобы помочь первокласснику адаптироваться к школе заранее. Все не так сложно, как кажется!

1. Создайте предвкушение. Рассказывайте будущему первоклашке, что первый день в школе – это праздник в его жизни, новый этап. В подтверждение своих слов готовьтесь к этому событию. Обсудите с ним, что вкусного вы в этот день приготовите к обеду, кого пригласите в гости, куда пойдете гулять (кино, парк и т.п.).

Если в детстве вы с трепетом относились к 1 сентября – расскажите о том, как готовились к школе. Если нет – вспомните радостные моменты школьной жизни и поделитесь этим – дети любят слушать такие истории.

 2. Смена режима дня. Помогите ребенку заранее адаптироваться к новому распорядку. Каждый день сдвигайте режим засыпания и подъёма на 5 минут раньше. Быть может, ваш ребёнок уже умеет ориентироваться по часам. Если нет – время изучить этот вопрос. Также учите его застилать постель, одеваться и собирать свои вещи самостоятельно.

3. Покупайте принадлежности к школе вместе. По желанию ребёнка можно привлекать к покупке канцтоваров, ранца, туфлей и школьной формы. Пусть он сам выберет школьные принадлежности, чтобы потом они были ему в радость.

 4. Играйте в школу дома. Посадите вместе с ребенком «в классе» кукол и мишек, учите их поднимать руку, выходить к доске, отвечать на вопрос учителя. Может ребёнок захочет побыть учителем, директором. Ему должна достаться та роль, которую он сам выберет. В процессе игры можно корректировать действия ребёнка. Старайтесь не настаивать на «правильном» сценарии. Так ребёнок проигрывает свои страхи, сомнения и учится быть на месте другого.

5. Не скупитесь на похвалу. Многие дети перед первым классом испытывают тревогу. Они до конца не понимают, что их ждет в школе, получится ли у них. Поэтому каждый день замечайте и озвучивайте ребенку то, что у него уже удачно получается. Похвала должна быть конкретной: «смотри, как ты быстро застелил кровать»; «мне нравится, когда ты мне читаешь». Если ребёнок заговорит с вами о страхах – не останавливайте его, а говорите правду: «да, ты будешь оставаться в школе без меня, но я обязательно вернусь и заберу тебя, когда закончатся уроки». Также старайтесь не сравнивать ребёнка с другими детьми, замечайте его достижения и успехи в настоящем, оглядываясь на него самого в прошлом.

 6. Отдавайте ответственность ребёнку постепенно. Первый год – собирайте портфель и делайте уроки вместе. Дальше уменьшайте присутствие. Есть дети, которые сразу делают уроки без взрослых и иногда подходят и просят помощи. Не делайте за ребёнка то, что он сам в состоянии сделать. Ждите, когда он попросит поддержки или предложите помощь сами. В идеале, если ребёнок к окончанию начальной школы делает практически все уроки самостоятельно. Но не возлагайте на ребёнка много обязанностей. После школы хорошо бы отдохнуть, заняться «ничегонеделанием».

 7. Новые правила. С того дня, как ребенок переступит порог школы, для него начнется совершенно другая жизнь. Раньше он делал то, что хотел: спал, ел, гулял, играл с друзьями. Теперь в жизни ребенка появляются слова «должен», «надо». И поэтому взрослым нужно подготовить его к этому. У ребёнка появляется обязанность учиться: собирать портфель, готовить с вечера одежду, вставать утром в школу, сидеть на уроках, добывать новые знания, делать домашние задания. Кроме того, необходимо соблюдать школьные правила: обращаться к учителю на «Вы» и по имени отчеству, сидеть за партой во время урока, поднимать руку, когда хочешь что-то спросить у учителя и многое другое. Теперь его основная обязанность – ходить в школу, учиться. А задача родителей и школы по закону – обеспечить образование. Объясните ребёнку, для чего нужно учиться – быть грамотным, уметь считать. Можно рассказать и о том, как в будущем пригодятся полученные знания в школе: он сможет поступить в университет, стать специалистом, обеспечивать семью.

 8. Не запугивайте ребенка.  Не нужно давать ребёнку негативные установки. Страшилок вроде «в школе с тобой никто церемониться не будет», «там тебя научат слушаться», «будешь так себя вести – в школе долго не задержишься» не должно быть! Поход в школу может стать для ребенка долгожданным событием. Для этого обращайте внимание на хорошее, например, говорите ему «тебе очень идет форма», «в школе ты узнаешь много интересного», «у тебя появятся новые друзья». Трудности все равно будут, хотим мы этого или нет.

 9. Интересуйтесь школьной жизнью. Родителям можно и нужно принимать участие в жизни первоклассника. Когда учебный год начнется, желательно каждый день спрашивать у него, как прошли занятия, с кем из детей он уже общался, что им давали на обед в столовой, как выглядит его класс и нравится ли ему, где и с кем он сидит. Такой искренний интерес даст ребенку понять, что его не бросили и не отправили к чужим людям, а им интересуются и о нем заботятся. Будьте сами вдохновлены предстоящим событием. Учёба – как приключение, поход за знаниями. В противном случае новый жизненный цикл станет для первоклашки и для родителей серьезным испытанием.

Совет родителям: ваше серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

 

Источники:

  1. Готовимся к школе: пошаговое руководство для родителей: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/sovety-po-podgotovke-rebenka-k-shkole?ysclid=l77jiyrksu258730645
  2. До первого сентября осталось меньше двух недель: рекомендации родителям первоклашек: https://www.b17.ru/article/151061/
  3. «Шесть приемов» подготовки к школе: советы психолога для родителей первоклассников:
    https://park72.ru/education/180395/

Автор: Ворошилова Анастасия Олеговна, специалист по социальной работе отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних № 1.