Целевая аудитория 18+

Общение окружает человека всю его жизнь, сопровождает в семье и на работе, во время досуга и в дороге – везде.
Являясь органичной частью жизни человека, общение как самое большое из всех удовольствий и самый чудесный дар способно сделать жизнь человека прекрасной, наполненной. Однако в равной степени при его отсутствии жизнь человека превращается в нечто бесценное, неполноценное.
Малыш, придя в этот многогранный мир, не имеет ни малейшего представления об окружающей его среде: как общаться, как взаимодействовать с миром и жить в нём. Всему этому ребёнок учится в семье, где он приобретает опыт социального общения и познаёт нормы и правила жизни людей.
В современных условиях развития общества обострилась проблема общения в семье, поскольку семейные взаимоотношения носят менее эмоциональный и духовный характер. Многие родители не знают, чем живут их дети, что происходит в их внутреннем мире. И в таких семьях зачастую ребенок испытывает внутреннее напряжение и не всегда может описать словами, что его беспокоит. И часто родители обращаются к психологу при проявлении негативных симптомов, таких как агрессивность, конфликтность, повышенная эмоциональность, застенчивость. Такие дети часто испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми. А общение – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использовать мимику и жестов для более эффективного выражения своих мыслей. Всему этому ребенок учится в семье, в детской группе и в общении со взрослыми.
Общение между родителем и ребенком всегда было важно: коммуникация со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Зачастую, при общении родителя и ребенка происходит так, что взрослый слушает «вполуха», отвлекается, и ребенок, чувствуя это, отдаляется, замыкается и перестает в конечном итоге делиться своими проблемами и переживаниями. Чтобы добиться хорошего, качественного общения с ребенком, нужно работать над собой – это должен быть не просто разговор, вы должны слушать ребенка так, чтобы он чувствовал, что нет ничего более важного в данный момент, что вы отдаетесь ему полностью.
Уважение к ребенку – это тоже важный момент в общении. При разговоре с ребенком уважительно относитесь ко всему, что слышите. Потому что слушать всегда тяжело, особенно, когда кто-то говорит что-то, с чем вы можете не соглашаться. Но ваша миссия, как родителя, просто сидеть и слушать. И, в свою очередь, если родитель понимает и уважает чувства своего ребенка, это всегда будет способствовать установлению более тесных связей с собственными детьми.
Если ребенок нуждается в оценке ситуации, по окончании разговора вы можете выразить свои чувства и отношение к ситуации, но не нужно сразу после разговора осуждать, или каким-то образом поучать ребенка. Нет ничего более отталкивающего, чем родитель, который после откровенного разговора сразу начинает монотонно доносить ребенку, как он должен вести себя в той или иной ситуации, даже не прислушиваясь к тому, что именно хочет ребенок.
Поэтому родители должны обязательно прислушиваться к словам ребенка, не поучать, наставлять и устраивать «разбор полетов», а именно выслушав, высказать свое мнение, если ребенок в нем нуждается. Ведь двустороннее взаимодействие способствует укреплению доверия, а главное безопасности ребенка, именно потому, что только вам он будет доверять все самое ценное и сокровенное, и можно всегда вовремя направить, поддержать и скорректировать сложную ситуацию.

Существует еще несколько несложных рекомендаций, соблюдение которых ощутимо будет способствовать развитию и становлению положительных качеств
личности ребенка:
1. Дайте понять ребенку, что вы принимаете его таким, какой он есть.
2. Уделяйте ребенку максимум внимания: читайте, играйте, занимайтесь.
3. Показывайте, что вы своему ребенку доверяете, делитесь чувствами, спрашивайте, как правильно поступить. Общайтесь с детьми на равных.
4. Правильно реагируйте на его поведение, старайтесь понять, что заставило ребёнка поступить именно так. Всегда оценивайте поступок, а не личность ребенка.
5. Старайтесь, чтобы ваши слова не расходились с делом.
Источники:
- Лесик, Л. И. Общение – главная потребность ребенка / Л. И. Лесик. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 14 (304). – С. 146-148. – URL: https://moluch.ru/archive/304/68481/ .
- Гиппенрейтер, Ю. Б. Счастливый ребенок: новые вопросы и новые ответы /Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва: Издательство АСТ, 2017. – 352 с.
- Гиппенрейтер, Ю. Б. Родителям: как быть ребенком. Хрестоматия / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: Издательство АСТ, 2017. – 378 с.
Авторы:
Александрова Олеся Сергеевна, специалист по социальной работе отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних № 1
Ястребова Елена Николаевна, специалист по социальной работе отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних № 1